Производитель приводных ремней высокого качества
Производитель приводных ремней высокого качества
Производитель⠀ качественных приводных ремней на всю технику
Производитель качественных приводных ремней на всю технику

Что такое ремень ГРМ

Ремень ГРМ (ремень газораспределительного механизма) обеспечивает синхронизированную работу коленчатого и распределительного валов. Клапаны открываются и закрываются в нужные моменты времени, которые соответствуют определенному положению поршня. Газораспределительный механизм регулирует своевременную подачу топливовоздушной смеси и вывод отработанных газов через выхлопную систему. Визуально ремень представляет собой замкнутое кольцо с поперечными зубьями, которые передают крутящий момент, полностью исключая проскальзывание.

Принцип работы ГРМ

Работа двигателя внутреннего сгорания основывается на расширении нагретых газов во время движения поршня. Всю работу можно условно разделить на 4 фазы:

  • Подача топливовоздушной смеси
  • Сжатие и воспламенение смеси
  • Рабочий ход
  • Выход отработанных газов

Впуск топливовоздушной смеси

Подача топлива происходит за счёт движения коленвала, который передает своё усилие на поршень и тот начинает движение из верхней точки в нижнюю. При движении поршня одновременно открывается впускной клапан и топливовоздушная смесь впрыскивается в камеру сгорания цилиндра, после чего клапан закрывается. При этом коленвал поворачивается на 180 градусов от своего начального положения.

Сжатие и воспламенение смеси

Дойдя до нижней точки поршень меняет своё направление, а в этот момент в цилиндре происходит сжатие топливовоздушной смеси. При перемещении поршня в высшую точку фаза сжатия заканчивается. Коленчатый вал за это время поворачивается на 360 градусов.

Рабочий ход

Когда поршень находится в высшей точке цилиндра, топливовоздушная смесь воспламеняется от свечей зажигания. Образовавшиеся при горении воздушнотопливной смеси газы оказывают огромное давление на поршень и в момент максимального сжатия он начинает движение к нижней точке цилиндра. Это движение и называется рабочим ходом. При достижении нижней точки фаза рабочего хода считается завершенной.

Выход отработанных газов

Коленчатый вал оказывает усилие на поршень и заставляет его двигаться к высшей точке цилиндра. При этом открывается выпускной клапан и камера сгорания цилиндра освобождается от газов, которые образовались после сгорания топливовоздушной смеси. После достижения высшей точки поршень начинает движение вниз. Когда он доходит да нижней точки, то рабочая фаза выхода отработанных газов считается законченной, а коленчатый вал за это время совершает оборот в 720 градусов от своего начального положения.

Обрыв ремня

Последствия обрыва могут быть различными, начиная от простой замены ремня и заканчивая дорогостоящим ремонтом двигателя и восстановлением газораспределительного механизма.

В первую очередь прекращает работать мотор, но это самое безобидное в данной ситуации. Обрыв ремня ГРМ может привести к рассинхронизации фаз газораспределения, ведь даже после разрыва валы продолжают двигаться по инерции: коленвал продолжает двигать поршни, а распредвалы открывать клапаны. Если в таком случае нарушаются такты работы коленвала, то происходит столкновение поршня с открытым клапаном. Как итог: повреждение поршней и загиб клапанов.

Ремень ГРМ, оборванный на высокой скорости, может привести к загибанию всех 16 клапанов, повреждению втулок и пробиванию осколками поршней. В таком случае ремонт силового агрегата обойдётся в кругленькую сумму.

Как вы поняли, ремень ГРМ - это точно не та запчасть, на которой стоит экономить. Обязательно следите за пробегом своего автомобиля, чтобы не пропустить регламентированную отметку замены ремня и приобретайте только качественные запчасти, которые прослужат весь заявленный срок.

Когда менять ремень ГРМ

Нельзя однозначно ответить, через сколько нужно менять ремень ГРМ. Какие-то ремни выдерживают только 60.000 километров пробега или 5 лет, в то время как другие более 100.000 километров или 10 лет эксплуатации. Например Toyota, BMW, Volkswagen, Mazda и Nissan ресурс ремня – 95.000 км, Hyundai – 75.000 км, KIA – 90.000 км, Audi и Renault – 120.000 км, Daewoo – 115.000 км; а Renault, Audi и Honda – 120.000 км. Точные сведения можно найти в технической документации к конкретной модели автомобиля.

Сроки замены ремня ГРМ строго регламентированы и прописаны в инструкции по эксплуатации каждого конкретного автомобиля. Однако, если слепо следовать рекомендациям производителя, то можно не заметить надвигающуюся проблему, которая приведет к дорогостоящему ремонту мотора. Давайте рассмотрим ряд признаков, которые сигнализируют о том, что ремень ГРМ пришел в негодность и его пора заменить.

1. Большой возраст ремня

Ориентироваться только на километраж нельзя. Важную роль в работе ремня играет его «возраст» и условия эксплуатации. Средний срок годности составляет 5 лет. После этого на ремне начинают появляться признаки старения. Как минимум вы можете провести визуальный осмотр на наличие дефектов.

2. Следы жидкости

На многих автомобилях ремень ГРМ вращает насос охлаждающей жидкости и если на нём появились следы масла или антифриза, то его срочно стоит заменить. Ремень должен оставаться сухим, так как технические жидкости его повреждают.

3. Посторонние звуки и щелчки в моторе

Сильно изношенный и растянутый ремень может тереться о другие детали, из-за чего на работающем двигателе появляется шаркающий или щелкающий звук. Чем выше обороты двигателя, тем чаще он появляется.

4. Проблемы с запуском мотора, низкая производительность

Износ ремня ГРМ может привести к тому, что он перескочит на один зуб и тогда настройка зажигания собьется. Мотор будет плохо заводиться, а его запуск станет сопровождаться вибрациями и перебоями в работе.

5. Дым из выхлопной трубы

При неисправном ремне ГРМ смесь в двигателе сгорает не до конца, что ведет к разрушению или оплавлению катализатора. При этом доля невыработанного топлива проникает в выпускную систему, в результате чего превышается допустимая температура. Выхлоп сопровождается хлопками и черным цветом дыма из трубы.

6. Двигатель не заводится, а стартер крутится вхолостую

Если стартер вращается нормально, но мотор отказывается запускаться, то скорее всего у вас произошёл обрыв ремня. Из-за обрыва ремня клапаны могли столкнуться с поршнями и загнуться. После обрыва ремня ГРМ обязательно нужно провести осмотр и ремонт.

7. Визуальные деформации, трещины и потёртости

При наличии визуальных деформаций (трещин, потёртостей, растрескиваний) лучше заменить ремень на новый. Для осмотра может понадобиться снять защитный кожух или разобрать часть двигателя.

Как выбрать качественный ремень ГРМ

Ремень ГРМ является очень важной деталью, от которой зависит долгая и безотказная работа двигателя, поэтому к его покупке стоит отнестись очень серьезно. Ассортимент различных брендов достаточно широк, ремни могут отличаться как по цене, так и по качеству. Стоит заметить, что покупать только оригинальные ремни совсем необязательно. Дело в том, что сами автопроизводители довольно часто меняют своих поставщиков. Сегодня они устанавливают на свои автомобили в качестве оригинального ремня один бренд, а завтра могут начать ставить уже другой.

При выборе стоит опираться на следующие моменты:

1. Технические характеристики ремня. Деталь должна соответствовать по своим параметрам оригиналу. В первую очередь нужно смотреть на артикул ремня, который указывается в описании и наносится на сам ремень. Все бренды маркируют свою продукцию.

2. Соотношение цена/качество. Чаще всего оригинальный ремень стоит дороже, поэтому имеет смысл покупать качественный, но при этом недорогой аналог. Слишком дешевые ремни покупать тоже не стоит, лучше всего ориентироваться на средний ценовой сегмент.

Как поменять ремень ГРМ

Замена ремня ГРМ — сложная задача, которая требует частичной разборки двигателя и навесного оборудования, точного совмещения меток на шкивах и правильной регулировки натяжителя. Без необходимых знаний и навыков заниматься самостоятельно этим не рекомендуется. Лучше обратиться в авторизованный автосервис, где все сделают быстро и качественно. Желание сэкономить может привести к неправильной установке или недостаточному натяжению ремня, что в итоге вызовет серьезную поломку авто.

При замене ремня ГРМ чаще всего одновременно меняют еще направляющий и натяжной ролики. Так как визуально сложно оценить степень износа роликов, их ресурс приравнивается к ресурсу ремня. Особое внимание при замене обращайте на состояние водяной помпы. В случае сомнений, ее тоже следует заменить.
Точная последовательность работ зависит от конкретной модели автомобиля и в общем виде выглядит следующим образом:

1. Перед тем как снять клемму с аккумулятора и обесточить автомобиль - изучите «Руководство по эксплуатации и ремонту» машины. В некоторых автомобилях отсоединять клемму от аккумулятора нельзя, так как происходит сброс адаптаций в электронной системе управления. Тогда придется работать с необесточенным автомобилем. В остальных случаях: поднимите капот и отсоедините минусовую клемму аккумулятора (ключ в замке зажигания при этом должен быть выключен).

2. Снимите с автомобиля правое переднее колесо, подкрылок, локер и защиту, если они мешают получить доступ к шкиву коленвала.

3. Для получения доступа к крышке кожуха снимите или сдвиньте в сторону агрегаты, которые мешают работе. В зависимости от модели автомобиля иногда требуется снятие: ремня генератора, ремня вспомогательных агрегатов, генератора, бачка жидкости гидроусилителя руля (ГУР), адсорбера, насоса гидроусилителя, бачка системы охлаждения, кронштейна кондиционера, интеркулера, воздухозаборника и др. Точный список запчастей можно найти в вашем руководстве по обслуживанию автомобиля.

4. Снимите защитные крышки и кожухи, которые закрывают ремень ГРМ.

5. Выставите в одну линию метки на корпусе двигателя и метки на шкивах коленчатого и распределительного валов. На 8-ми клапанном двигателе один распредвал, на 16-и два распредвала. Проворачивать коленвал можно с помощью торцевого или гаечного ключа за болты коленчатого вала либо проворачивая колесо, поставив 5 передачу на коробке передач.

6. После снятия ремня зафиксируйте положение шкивов коленчатого и распределительного валов, способ и инструмент фиксации зависит от двигателя вашего авто.

7. С помощью торцевого или шестигранного ключа ослабьте гайку крепления натяжного ролика, а затем ослабьте натяжение ремня, чтобы его можно было снять.

8. Снимите изношенный ремень и проверьте его на наличие пятен масла и антифриза.

9. Открутите болты крепления, снимите и поменяйте натяжной и направляющий ролики. Установите новую водяную помпу, если решите ее менять.

10. Установите новый ремень, накинув его на зубчатую шестеренку коленвала, заведите на опорный ролик, на зубчатую шестерню одного или двоих распределительных валов, а затем на шестерню помпы. При установке ремня не сбивайте положение меток.

11. В отверстия на натяжном ролике вставляем специальный ключ для регулирования и проворачиваем до достижения нужного натяжения.

12. Удерживаем ролик ключом и фиксируем его положение, затягивая крепежный болт до упора.

13. Проворачиваем коленвал на два оборота и проверяем положение всех меток.

14. Устанавливаем все снятые агрегаты в обратном порядке и возвращаем на место минусовую клемму аккумулятора.

15. Заводим машину и проверяем: никаких посторонних звуков наблюдаться не должно. Если присутствует гул или свист - значит ремень перетянут и его нужно немного ослабить. Если после замены автомобиль плохо тянет, мотор неравномерно работает на холостых оборотах или заметен черный выхлоп - значит были неправильно выставлены метки. Если наблюдаете такую проблему, то придется переустанавливать ремень.